ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с
окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
Воспитательная
программа разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»;
- план мероприятий
по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 2945-р);
- план основных
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (распоряжение правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р);
•-федеральный
проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование»;
- изменения в
Федеральные государственные образовательные стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712).
В центре программы воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Коробинская основная общеобразовательная школа»
находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы школы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить
достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и
обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе.
1.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МБОУ «Коробинская ООШ» расположена в Зубцовском районе Тверской области. Обучение ведётся с 1 по 9 класс по двум уровням образования в
7 классах-комплектах: начальное общее образование – 2 класса-комплекта (1-2 кл.),(3-4 кл.), основное общее образование- 5 классов . Форма обучения - очная, обучение проводится в одну
смену.
МБОУ «Коробинская ООШ»» (далее по тексту - школа) – это сельская школа, удаленная от культурных и научных центров, спортивных школ и
школ искусств.
На территории поселения есть библиотека, Дом культуры и церковь Святой Троицы, с которыми школа тесно сотрудничает. Социокультурная среда села более
консервативна и традиционна, чем в городе, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская природная среда естественна и приближена к
людям.
Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но и культурным центром села.
Основными традициями воспитания в МБОУ «Коробинская ООШ» являются следующие:
-стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
-важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение, коллективный анализ их результатов;
-в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
-в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие
школьников, а также их социальная активность;
-педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
-ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
Общая цель воспитания в МБОУ «Коробинская ООШ» –
личностное развитие школьников, проявляющееся:
- в усвоении ими знаний
основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
- в развитии их позитивных
отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития
его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются
важным фактором успеха в достижении цели.
Целевые приоритеты соответствуют двум уровням общего образования:
1. В воспитании
детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний– знаний основных норм и традиций того общества, в котором
они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
-быть любящим, послушным и
отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой);
-уважать старших и заботиться
о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
-быть трудолюбивым, следуя
принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою
Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
-беречь и охранять природу
(ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
-проявлять миролюбие — не
затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
-стремиться узнавать что-то
новое, проявлять любознательность, ценить знания;
-быть вежливым и опрятным,
скромным и приветливым;
-соблюдать правила личной
гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
-уметь сопереживать, проявлять
сострадание к попавшим в беду;
-стремиться устанавливать
хорошие отношения с другими людьми;
-уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
-уважительно относиться к
людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
-быть уверенным в себе,
открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят;
-уметь ставить перед собой
цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании
детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в
жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному
способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей
малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику
жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу
человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как
интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному
богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой
и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как
безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам
своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с
особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей
приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
Задачи воспитания:
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных
форм занятий с учащимися;
- вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным
программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- способствовать развитию детского самоуправления в начальной школе через внедрение элементов
ученического самоуправления на уровне классных коллективов;
- организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями,
направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;
-реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их
коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и
задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами
воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных
отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации
их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать
на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников
к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных
возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке
интерактивных форм работы учащихся:
- интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых
процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
- организация шефства
мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка
исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.2. Модуль «Внеурочная
деятельность»
Воспитание на занятиях внеурочной
деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в
интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках
и секциях, которые могли бы объединять детей и
педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях
традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях
школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских
инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного
потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
-Познавательная деятельность. Внеурочная деятельность, направленная на
передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего
общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
-Художественное творчество. Раскрытие творческих способностей детей,
формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, воспитание ценностного отношения школьников к культуре, стремления к самореализации; общее
духовно-нравственное развитие.
- Проблемно-ценностное общение. Развитие коммуникативных компетенций
школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов
людей.
-Туристско-краеведческая
деятельность. Воспитание у школьников любви к своему краю,
его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда.
-Спортивно-оздоровительная
деятельность. Физическое развитие школьников, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
-Трудовая деятельность.
Развитие творческих способностей
школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
-Игровая деятельность.
Раскрытие творческого, умственного
и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
3.3. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом,
педагог организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их
законными представителями.
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка
участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и
полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, –
установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
-выбор актива класса и реализация
ими функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.;
- проведение классных часов как
часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,
предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
- сплочение коллектива класса
через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей,
включающие в себя подготовленные учениками поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера,
дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
- выработка совместно со
школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с
учащимися:
- изучение особенностей
личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников и с преподающими в его классе учителями;
- поддержка ребенка в решении
важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, профориентационная работа, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется
классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;
- индивидуальная работа со
школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
- коррекция поведения ребенка
через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в
классе:
- регулярные консультации
классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение
- разрешение конфликтов между
учителями и учащимися;
- привлечение учителей к участию
во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в
родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными
представителями:
- регулярное информирование
родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или
их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- организация родительских
собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- привлечение членов семей
школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса
семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
3.4. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными
представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями
или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм :
На групповом уровне:
-совет школы участвует в
управлении образовательной организации и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- общешкольные родительские
собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- социальные сети и чаты, в
которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу
родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в
педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в
подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование
c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
3.5. Модуль «Ключевые общешкольные
дела»
Ключевые дела – это главные
традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это
не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию происходящему в школе. Введение
ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной
организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
-социальные проекты – ежегодные
совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума.
-проводимые для жителей праздники,
фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.
На школьном уровне:
-общешкольные праздники – ежегодно
проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы
школы;
- организация и проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов,вечеров, акций и т.п. );
-церемонии награждения (по итогам
года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению
социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
-выбор ответственных за подготовку
общешкольных ключевых дел;
-участие школьных классов в
реализации общешкольных ключевых дел;
-проведение в рамках класса
итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел.
На индивидуальном уровне:
-вовлечение по возможности каждого
ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей;
- индивидуальная помощь ребенку
(при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
-наблюдение за поведением ребенка
в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
-при необходимости коррекция
поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в
следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
НА 2021-2022
УЧЕБНЫЙ ГОД
1-4
КЛАССЫ
|
Школьный
урок
(согласно
индивидуальным по планам работы учителей-предметников)
|
Ключевые
общешкольные дела
|
Дела
|
Классы
|
Ориентировочное
время
проведения
|
Ответственные
|
Торжественная
линейка «Первый звонок»
|
1-4
|
1.09.21
|
Организатор
ВР
|
Мероприятия
месячников безопасности и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута
«Дом-школа-дом», учебно-тренировочная эвакуация учащихся из здания)
|
1-4
|
сентябрь
|
Организатор ВР, классные руководители, учитель ОБЖ
|
«Посвящение в
первоклассники».
|
1-4
|
сентябрь
|
Учитель 1 класса,
организатор ВР
|
Осенний День Здоровья
|
1-4
|
сентябрь
|
Учитель
физкультуры
|
Неделя безопасности
дорожного движения
|
1-4
|
27-30сентября
|
Классные
руководители
|
Конкурс «Осенний
букет»
|
1-4
|
сентябрь
|
Организатор ВР, классные руководители
|
Мероприятия
месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и
т.п.)
|
1-4
|
октябрь
|
Организатор ВР, классные руководители, комиссия по ЗП
|
День учителя в
школе: акция по поздравлению учителей, учителей-ветеранов педагогического труда.
|
1-4
|
октябрь
|
Организатор
ВР
|
Международный день
школьной библиотеки
|
1-4
|
25 октября
|
Школьный
библиотекарь
|
Президентские
состязания по ОФП
|
1-4
|
октябрь
|
Учитель
физкультуры
|
Праздник Осени.
|
1-4
|
октябрь
|
Организатор ВР, классные руководители
|
День народного
единства
|
1-4
|
ноябрь
|
Организатор ВР, классные руководители
|
День матери
|
1-4
|
ноябрь
|
Организатор ВР, классные руководители
|
Всемирный день
борьбы со СПИДом.
|
1-4
|
1 декабря
|
Организатор ВР, классные руководители
|
Месячник борьбы со
СПИДом.
|
1-4
|
декабрь
|
Организатор ВР,
классные руководители
|
Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс рисунков, поделок, утренник.
|
1-4
|
декабрь
|
Организатор ВР, классные руководители
|
Лыжные
соревнования
|
1-4
|
январь
|
Учитель
физкультуры
|
Час памяти «Блокада
Ленинграда»
|
1-4
|
январь
|
Организатор ВР, классные руководители
|
Мероприятия
месячника гражданского и патриотического воспитания: военно-патриотическая игра «Зарничка», «Веселые старты», акция по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, конкурс рисунков, Уроки мужества к Дню защитника Отечества.
|
1-4
|
февраль
|
Организатор ВР, классные руководители
|
Неделя начальных
классов (викторины, интеллектуальные игры, конкурсные программы)
|
1-4
|
февраль
|
учителя начальных классов
|
День тайного
друга
|
1-4
|
февраль
|
Организатор
ВР
|
Проводы Зимы.
|
1-4
|
март
|
Организатор ВР,
учитель физкультуры
|
Подготовка к
фестивалю детского творчества
|
1-4
|
март
|
Организатор ВР,
учителя физкультуры, музыки, литературы
|
Конкурс
чтецов
|
1-4
|
март
|
учителя начальных классов
|
8 Марта в школе:
конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек, утренник «А ну-ка, девочки!»
|
1-4
|
март
|
Организатор
ВР
|
Мероприятия
месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра
|
1-4
|
апрель
|
учителя начальных классов
|
День космонавтики:
конкурс рисунков
|
1-4
|
апрель
|
учителя начальных классов
|
День Земли
|
1-4
|
апрель
|
Заместитель
директора по ВР
|
День здоровья
|
1-4
|
апрель
|
Учитель
физкультуры
|
День
самоуправления
|
1-4
|
апрель
|
Заместитель
директора по ВР
|
Акция "Школа против
курения". Туристические походы.
|
1-4
|
май
|
Организатор
ВР
|
День
Победы:митинг, акции «Бессмертный полк», «Окна Победы», «Цветок
памяти», «С
праздником, ветеран!», концерт в ДК
|
1-4
|
май
|
Организатор ВР,
классные руководители
|
Торжественная
линейка «Последний звонок»
|
1-4
|
май
|
Организатор
ВР
|
Международный день
защиты детей
|
1-4
|
1 июня
|
Воспитатели лагеря с
дневным пребыванием детей
|
Пушкинский
праздник.
|
1-4
|
6 июня
|
Воспитатели лагеря с
дневным пребыванием детей
|
День России
|
1-4
|
К 12 июня
|
Воспитатели лагеря с
дневным пребыванием детей
|
День памяти и скорби
– день начала Вов.
|
1-4
|
22 июня
|
Воспитатели лагеря с
дневным пребыванием детей
|
Внеурочная
деятельность
|
Название
курса
|
Классы
|
Количество
часов
в неделю
|
Ответственные
|
«Волшебные
краски»
|
1-2
|
1
|
Лабутина В.В.
|
«Волшебные
краски»
|
3-4
|
1
|
Лабутина В.В.
|
«В мире
сказок»»
|
1-2
|
1
|
Елисеева М.В.
|
«В мире
сказок»»
|
3-4
|
1
|
Елисеева М.В.
|
Подвижные
игры
|
1,3
|
1
|
Лысак Н.В.
|
Подвижные
игры
|
2,4
|
1
|
Лысак Н.В.
|
«Учимся любить
книгу»
|
1,3
|
1
|
Зуйкова В.С.
|
«Учимся любить
книгу»
|
2,4
|
1
|
Зуйкова В.С.
|
« Веселые
нотки»
|
1,3
|
1
|
Ширякова В.А.
|
«Звонкие
голоса»
|
2,4
|
1
|
Ширякова В.А.
|
Работа с
родителями
|
Дела, события,
мероприятия
|
Классы
|
Ориентировочное
время
проведения
|
Ответственные
|
Участие родителей в
проведении общешкольных и классных мероприятий: «День Земли», «Бессмертный
полк», новогодний праздник,
классные «Огоньки» и др.
|
1-4
|
В течение
года
|
Организатор ВР и классные руководители
|
Общешкольное
родительское собрание
|
1-4
|
Октябрь, март
|
Директор
школы
|
Педагогическое
просвещение родителей по вопросам воспитания детей в т.ч.онлайн
|
1-4
|
1
раз/четверть
|
Классные
руководители
|
Информационное
оповещение через школьный сайт
|
1-4
|
В течение
года
|
Ответственный за школьный сайт.
|
Индивидуальные
консультации
|
1-4
|
В течение
года
|
Классные
руководители
|
Классное
руководство
(согласно
индивидуальным планам работы
классных
руководителей)
|
|
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
НА 2021-2022
УЧЕБНЫЙ ГОД
5-9
КЛАССЫ
|
Школьный
урок
(согласно
индивидуальным по планам работы учителей-предметников)
|
Ключевые
общешкольные дела
|
Дела
|
Классы
|
Ориентировочное
время
проведения
|
Ответственные
|
Торжественная
линейка «Первый звонок». День знаний.
|
5-9
|
01.09.21
|
Организатор
ВР
|
День солидарности в
борьбе с терроризмом.
|
5-9
|
03.09.21
|
Организатор ВР, классные руководители
|
Мероприятия
месячников безопасности и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута
«Дом-школа-дом», учебно-тренировочная эвакуация учащихся из здания)
|
5-9
|
сентябрь
|
Организатор ВР, классные руководители, учитель ОБЖ
|
«Посвящение в
пятиклассники».
|
5-9
|
сентябрь
|
организатор ВР, классный руководитель 5 класса
|
Осенний День Здоровья
|
5-9
|
сентябрь
|
Учитель
физкультуры
|
Неделя безопасности
дорожного движения
|
5-9
|
27-30
сентября
|
Классные
руководители
|
Конкурс «Осенний
букет»
|
5-9
|
20-23
сентября
|
Организатор ВР, классные руководители
|
Боголеповские
чтения.
|
5-9
|
октябрь
|
Организатор ВР, классные руководители
|
Мероприятия
месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и
т.п.)
|
5-9
|
октябрь
|
Организатор ВР, классные руководители, комиссия по ЗП
|
День гражданской
обороны. Всемирный открытый урок по ОБЖ
|
5-9
|
4 октября
|
Учитель ОБЖ
|
День учителя в
школе: акция по поздравлению учителей, учителей-ветеранов педагогического труда.
|
5-9
|
октябрь
|
Организатор
ВР
|
Президентские
состязания по ОФП
|
5-9
|
октябрь
|
Учитель
физкультуры
|
Всемирный день
математики.
|
5-9
|
15 октября
|
Учителя
математики.
|
День Урожая.
|
5-9
|
октябрь
|
Организатор ВР, классные руководители
|
День народного
единства
|
5-9
|
ноябрь
|
Организатор ВР, классные руководители
|
Международный день
толерантности
|
5-9
|
16 ноября
|
Классные руководители
|
День матери
|
5-9
|
ноябрь
|
Организатор ВР, классные руководители
|
Всемирный день
борьбы со СПИДом.
|
5-9
|
1 декабря
|
Организатор ВР, классные руководители
|
Мероприятия
месячника борьбы со СПИДом.
|
5-9
|
декабрь
|
Организатор ВР, классные руководители
|
День неизвестного
солдата.
|
5-9
|
3 декабря
|
Организатор ВР, классные руководители
|
День добровольца
(волонтера).
|
5-9
|
5 декабря
|
Организатор
ВР,классные руководители
|
День героев
Отечества
|
5-9
|
9 декабря
|
Организатор
ВР,классные руководители
|
Единый урок «Права
человека»
|
5-9
|
10 декабря
|
Учитель
обществознания
|
200 лет со дня
рождения Некрасова Н.А.
|
5-9
|
10 декабря
|
Школьный
библиотекарь
|
День Конституции
России
|
5-9
|
12 декабря
|
Организатор
ВР,классные руководители
|
Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс рисунков, поделок, утренник.
|
5-9
|
декабрь
|
Организатор ВР, классные руководители
|
Лыжные
соревнования
|
5-9
|
январь
|
Учитель
физкультуры
|
Час памяти «Блокада
Ленинграда»
|
5-9
|
27 января
|
Организатор ВР, классные руководители
|
День тайного
друга
|
5-9
|
14 февраля
|
Организатор
ВР
|
День памяти о
россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
|
5-9
|
15 февряля
|
Организатор
ВР
|
Международный день
родного языка.
|
5-9
|
21 февраля
|
Школьный
библиотекарь
|
Мероприятия
месячника гражданского и патриотического воспитания: Уроки мужества, военно-патриотическая игра «Зарница», смотр строя и песни,
поздравление пап и дедушек, мальчиков к Дню защитника Отечества. Игровая программа «Конкурс джентльменов».
|
5-9
|
К 23 февраля
|
Организатор ВР, классные руководители
|
Всемирный день
иммунитета.
|
5-9
|
1 марта
|
Зав. кабинетом
здоровья
|
Проводы Зимы.
|
5-9
|
март
|
Организатор ВР,
учитель физкультуры
|
Подготовка к
фестивалю детского творчества
|
5-9
|
март
|
Организатор ВР,
учителя физкультуры, музыки, литературы
|
Конкурс
чтецов
|
5-9
|
март
|
учителя начальных классов
|
8 Марта в школе:
конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек.
|
5-9
|
март
|
Организатор
ВР
|
День Земли
|
5-9
|
апрель
|
Заместитель
директора по ВР
|
День
космонавтики
|
5-9
|
12 апреля
|
Классные
руководители
|
День здоровья
|
5-9
|
апрель
|
Учитель
физкультуры
|
День
самоуправления.
|
5-9
|
21 апреля
|
Организатор
ВР
|
Акция «Школа против
курения». Туристические походы.
|
5-9
|
май
|
Организатор
ВР
|
День Победы:
митинг, акции «Бессмертный полк», «Окна Победы», «Цветок
памяти», «С
праздником, ветеран!», концерт в ДК
|
5-9
|
май
|
Организатор ВР,
классные руководители
|
Международный день
семьи
|
5-9
|
15 мая
|
Организатор ВР
,классные руководители
|
День
государственного флага Российской Федерации
|
5-9
|
22 мая
|
Организатор ВР
,классные руководители
|
День славянской
письменности и культуры
|
5-9
|
24 мая
|
Учителя русского
языка, библиотекарь.
|
Торжественная
линейка «Последний звонок»
|
5-9
|
май
|
Организатор
ВР
|
Международный день
защиты детей
|
5-9
|
1 июня
|
Воспитатели лагеря с
дневным пребыванием детей
|
Пушкинский
праздник.
|
5-9
|
6 июня
|
Воспитатели лагеря с
дневным пребыванием детей
|
350 лет со дня
рождения Петра I
|
5-9
|
9 июня
|
Воспитатели лагеря с
дневным пребыванием детей
|
День России
|
5-9
|
К 12 июня
|
Воспитатели лагеря с
дневным пребыванием детей
|
День памяти и скорби
– день начала ВОв.
|
5-9
|
22 июня
|
Воспитатели лагеря с
дневным пребыванием детей
|
Внеурочная деятельность
|
Название
курса
|
Классы
|
Количество
часов
в неделю
|
Ответственные
|
«Волейбол»
|
5-7
|
2
|
Лысак Н.В.
|
Литературное
краеведение
|
5-6
|
1
|
Зуйкова В.С.
|
«Вокруг
света»
|
5-6
|
1
|
Ширякова В.А.
|
Работа с
родителями
|
Дела, события,
мероприятия
|
Классы
|
Ориентировочное
время
проведения
|
Ответственные
|
Участие родителей в
проведении общешкольных и классных мероприятий: «День Земли», «Бессмертный
полк», новогодний праздник,
классные «Огоньки» и др.
|
5-9
|
В течение
года
|
Организатор ВР и классные руководители
|
Общешкольное
родительское собрание
|
5-9
|
Октябрь, март
|
Директор
школы
|
Педагогическое
просвещение родителей по вопросам воспитания детей в т.ч.онлайн
|
5-9
|
1
раз/четверть
|
Классные
руководители
|
Информационное
оповещение через школьный сайт
|
5-9
|
В течение
года
|
Ответственный за школьный сайт.
|
Индивидуальные
консультации
|
5-9
|
В течение
года
|
Классные
руководители
|
Классное
руководство
(согласно
индивидуальным по планам работы
классных
руководителей)
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
Воспитательная
программа разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»;
- план мероприятий по
реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 2945-р);
- план основных
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (распоряжение правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р);
•-федеральный проект
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование»;
- изменения в
Федеральные государственные образовательные стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712).
В центре программы воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Коробинская основная общеобразовательная школа»
находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы школы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить
достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и
обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе.
1.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МБОУ «Коробинская ООШ» расположена в Зубцовском районе Тверской области. Обучение ведётся с 1 по 9 класс по двум уровням образования в 7
классах-комплектах: начальное общее образование – 2 класса-комплекта (1-2 кл.),(3-4 кл.), основное общее образование- 5 классов . Форма обучения - очная, обучение проводится в одну
смену.
МБОУ «Коробинская ООШ»» (далее по тексту - школа) – это сельская школа, удаленная от культурных и научных центров, спортивных школ и школ
искусств.
На территории поселения есть библиотека, Дом культуры и церковь Святой Троицы, с которыми школа тесно сотрудничает. Социокультурная среда села более
консервативна и традиционна, чем в городе, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская природная среда естественна и приближена к людям.
Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но и культурным центром села.
Основными традициями воспитания в МБОУ «Коробинская ООШ» являются следующие:
-стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
-важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение, коллективный анализ их результатов;
-в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
-в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников,
а также их социальная активность;
-педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
-ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского
народа.
Общая цель воспитания в МБОУ «Коробинская ООШ» –
личностное развитие школьников, проявляющееся:
- в усвоении ими знаний основных
норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
- в развитии их позитивных
отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его
личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным
фактором успеха в достижении цели.
Целевые приоритеты соответствуют двум уровням общего образования:
1. В воспитании
детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний– знаний основных норм и традиций того общества, в котором они
живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
-быть любящим, послушным и
отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой);
-уважать старших и заботиться о
младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
-быть трудолюбивым, следуя
принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину
– свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
-беречь и охранять природу
(ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
-проявлять миролюбие — не затевать
конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
-стремиться узнавать что-то новое,
проявлять любознательность, ценить знания;
-быть вежливым и опрятным,
скромным и приветливым;
-соблюдать правила личной гигиены,
режим дня, вести здоровый образ жизни;
-уметь сопереживать, проявлять
сострадание к попавшим в беду;
-стремиться устанавливать хорошие
отношения с другими людьми;
-уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
-уважительно относиться к людям
иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
-быть уверенным в себе, открытым и
общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят;
-уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста,
поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании
детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в
жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу
достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой
и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на
Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу
человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному
ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному
богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и
активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как
безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения
и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей
судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с
особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей
приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
Задачи воспитания:
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм
занятий с учащимися;
- вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным
программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- способствовать развитию детского самоуправления в начальной школе через внедрение элементов
ученического самоуправления на уровне классных коллективов;
- организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную
на совместное решение проблем личностного развития детей;
-реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их
коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе.